Что изменилось в них за это время и какие "болевые точки" остаются у так называемых малых городов региона, корреспонденту "РГ" рассказал губернатор области Сергей Ястребов.
На сегодня от приставки "моно" не избавились Ростов, Тутаев, Гаврилов-Ям и поселок Песочное. Построенные технопарки в полную силу пока не заработали, хотя усилия прилагались огромные. Что еще необходимо сделать, чтобы эти города, наконец, перешли от "моно" к "стерео"?
Сергей Ястребов: Понятие "моно" на само деле очень растяжимое. В каждом городе ситуация своя. Так, во время визита премьер-министра Дмитрия Медведева в Тутаев в ноябре 2013 года многие удивлялись: разве это моногород? От него 15 минут езды до Ярославля, да и безработица уже 2,5 процента. Та проблема, которая там возникла в связи со снижением объемов производства на Тутаевском моторном заводе, сейчас практически решена: часть людей нашла применение в Ярославле, часть работает в построенном технопарке "Мастер", который уже на 95 процентов "упакован" резидентами. Да, у них пока разная ситуация, кто-то уже набрал полную мощность, кто-то еще набирает, но задача технопарка как проекта практически выполнена.
В поселке Песочное не функционирует фарфоровый завод, потому что инвесторы в свое время "проспали волну", и он остался на технологиях XVI века и в зданиях XIX века. Но в двух километрах - огромная птицефабрика, где работы сколько угодно. В 15 минутах езды - город Рыбинск. И там тоже есть предприятие, как и птицефабрика, готовое возить работников из Песочного на автобусе. Мы развиваем производства в некотором отдалении от поселка, потому что даже если фарфоровый завод удастся реанимировать, благодаря новым технологиям там будет задействовано очень немного работников.
В Ростове вообще можно говорить о дефиците рабочих кадров, потому что там активно набирает обороты оптико-механический завод, строится фармфабрика, запущено производство мансардных окон, стабильно работает одно из крупнейших в области многопрофильных предприятий по выпуску продуктов питания. А 19 сентября неподалеку от Ростова, в бывшем монопоселке Семибратово, мы открываем новый завод по производству бумажных санитарно-гигиенических изделий, где создано 400 рабочих мест. Работу здесь найдут, в том числе, и ростовцы.
То есть самым проблемным городом остается Гаврилов-Ям?
Сергей Ястребов: Да, здесь до конца вопросы пока не решены. К сожалению, льнопроизводство в городе практически умерло. Но мы решили проблему с Гаврилов-Ямским машиностроительным заводом, он начал увеличивать объемы, и люди стали переходить туда. Кроме того, планируем там запускать проекты, связанные с развитием АПК - строить мясо- и молокоперерабатывающие заводы.
Одно из условий развития всех городов, в том числе и монопрофильных, - наличие хороших дорог. Но в этом году из-за снижения поступлений от акцизов на нефтепродукты областной дорожный фонд может недосчитаться нескольких сотен миллионов рублей. Как это скажется на выполнении региональных программ по ремонту автотрасс в селах и районных центрах?
Сергей Ястребов: По 2014 году вопросов нет, фонд сформирован, а вот по 2015-му потери могут быть. К сожалению, от нас здесь мало что зависит. Будем искать дополнительные источники, например, внесем в дорожный фонд штрафы за нарушения ПДД, и, естественно, придется корректировать программу ремонтов, но большого падения не допустим. Тем более что мы только что запустили новую стратегию развития дорожного хозяйства. То есть ушли от бессистемного подхода и обозначили так называемую опорную, базовую сеть дорог, которая соединяет основные города и связывает их с соседними областями, обеспечивая экономическую стабильность региона. В последние годы этим дорогам уделялось меньше внимания, чем требовалось, из-за чего покрытие многих катастрофически износилось. Будем ситуацию исправлять.
Это значит, что другие дороги отойдут на второй план?
Сергей Ястребов: Если по этой дороге ходит школьный автобус - конечно, нет. Но если она ведет к поселению, в котором никто постоянно не живет, - да. Мы разработали эту стратегию, чтобы понимать, что необходимо делать в первую очередь, а что может чуть потерпеть. Все, что было недоделано за последний десяток лет, быстро не исправишь. Если в 2011 году у нас на дорожные ремонты было 700 миллионов рублей, то сейчас мы тратим около трех миллиардов и потихоньку двигаемся. Во многих местах это уже заметно.
Еще одна проблема - газификация. Доли за газ и споры между поставщиками газа и ресурсоснабжающими организациями привели к тому, что "Газпром" сократил в регионе объемы финансирования программ по газификации сельских населенных пунктов. Удалось ли переломить эту негативную тенденцию?
Сергей Ястребов: С "Газпромом" мы всегда в контакте и ищем решения. Мы не остановили ничего. У газовиков есть право пересмотреть ранее заключенные договоренности, но документ, подписанный ими в 2012 году, на сегодняшний день действует. Согласно ему, до 2016-го "Газпром" построит семь межпоселковых газопроводов в шести муниципальных районах области: Переславском, Ростовском, Рыбинском, Мышкинском, Пошехонском и Ярославском. Да, существует проблема неплатежей, и мы работаем и с юридическими, и с физическими лицами, проводим необходимые мероприятия, создали специальную комиссию с участием прокуратуры. Я уверен, что к началу отопительного сезона мы все свои обязательства выполним.
У нас проблема в другом: в последние годы мы почему-то забыли про процент газификации сельских районов. В целом по области это показатель у нас составляет 80 процентов, вроде бы неплохо, но по селу - всего 28. У нас в Брейтовском районе вообще нет газа, Переславский газифицирован на 17 процентов, Гаврилов-Ямский - на 60. Поэтому сейчас мы как раз туда направляем все свое внимание. Все мероприятия, которые значатся в программе газификации, ведутся, и я уверен, что график так называемой синхронизации (когда "Газпром" ведет межпоселковые сети, а мы к этому моменту готовим сети внутри конкретного населенного пункта) мы успешно выполним.