В дни проведения XXII Зимней Олимпиады в Сочи выставка Ярославского художественного музея «Спорт» представляет работы мастеров XX в., со всей полнотой воплотившие мысль знаменитого общественного деятеля и педагога, инициатора возрождения Олимпийских игр барона Пьера де Кубертена, который писал: «Спорт надо рассматривать как источник и повод для искусства».
Тема спорта, появившаяся в русском искусстве в середине XIX в., стала особенно востребованной в советском искусстве. Занимающийся физкультурой и спортом человек вдохновлял советских художников крепким, физически совершенным телом, напряженной пластикой своих движений, сильным духом и готовностью бороться и побеждать («Волейбол» Михаила Кончаловского).
Начиная с 1920–1930-х гг. спорт и искусство были призваны для решения общей задачи – воспитать физически развитого советского человека, человека нового типа. Представленное на выставке полотно признанного мастера советского искусства Петра Котова «Волейболистка», при всей натурной конкретике, воспринимается стремлением к созданию типологии нового человека: женщины-спортсменки.
Александр Дейнека – один из наиболее крупных советских художников, яркий выразитель спортивной темы. В его скульптурной работе «Конькобежец» получили воплощение прекрасное знание анатомии, высокая культура исполнения. Художник обращается к объёму, форме, стремясь новыми средствами показать остроту и упругость движений, свойственные соревнованию, наполняя фигуру спортсмена динамикой, внутренним напряжением.
На рубеже 1950–1960-х гг. значительным разделом темы спорта становятся портреты известных атлетов, в которых отражается характерное для этого периода времени стремление к индивидуализации. Таковы образы ярославских спортсменов Светланы Пчёлкиной, Татьяны Морозычевой и Татьяны Павловой в работах художников Виктора Непостаева и Геннадия Дарьина.
Новое преломление тема спорта получила в 1970–1980-е гг. Свойственные предыдущим годам эмоциональная приподнятость и пафос намеренно снизились, сменившись символической трактовкой изображаемого, усилением значимости его цветового и декоративного решения («Впереди «Старты надежд» Сергея Лучишкина, «Вратари советского хоккея» Валентина Людвика, «Большой хоккей» Гунты Гривы).