На выставке из собрания музея представлены работы признанных мастеров батального жанра, создателя Бородинской панорамы Франца Рубо и художника Павла Ковалевского, прославившегося картинами на тему русско-турецких войн. Известным жанровым живописцем, картины которого покупали императоры Александр III и Наполеон III, был Николай Сверчков. Непревзойденным мастером-анималистом современники считали друга и ученика Исаака Левитана, художника Алексея Степанова. В свое время увлекался изображением лошадей и великий Валентин Серов, рисунок которого экспонируется на выставке. Придворным живописцем императора Александра II состоял один из основателей российского общества акварелистов Адольф Шарлемань, его акварель с изображением парада по праву можно назвать украшением выставки.
Целая серия работ баталиста Николая Самокиша, участвовавшего в оформлении знаменитого дореволюционного издания «Царская охота на Руси», а в советское время прославившегося созданием диорам и полотен, посвященных гражданской войне, никогда ранее не демонстрировалась публике. Интересны на выставке работы уроженцев ярославской земли – Михаила Соколова, Вячеслава Бычкова, Василия Петровичева, Петра Мосягина.
Лошади, изображенные на картинах, заняты разным делом: запряженные в сани смиренно ждут своих хозяев, в тройке несутся по заснеженной дороге, цугом волокут из одной реки в другую огромный корабль, слившись с наездницей, скачут по цирковой арене, несутся в бой в кавалерийской атаке, мирно отдыхают в конюшне, участвуют в бегах, гордо гарцуют в манеже на параде. Кони, запечатленные художниками, разные: благородные чистопородные скакуны и обычные крестьянские лошадки-трудяги. Одно во всех работах неизменно: живописцы любуются этими животными, изображают их с теплотой, симпатией, иногда даже с умилением.
Кони, лошади, скакуны, жеребцы, кобылы, клячи, тяжеловозы, верховые – названий для своего друга человек придумал множество. Как предполагают, лошадь была одомашнена около 6 тысяч лет назад, и на протяжении веков конь был верным помощником людей и в труде, и в бою, и на отдыхе. Неудивительно, что уже в наскальной живописи появились первые изображения лошадей. В античности, в Средние века и в Новое время художники чаще изображали скаковых или боевых коней, стоивших очень дорого, коней, которыми гордились. Рабочие лошадки появлялись лишь эпизодически в бытовых сценах. Передвижники, посвятив свое творчество отражению реальной жизни народа, показывая тяжкий труд рабочих, изображали и их верных помощников – рабочих коней и изможденных кляч.
Выставка будет работать до 2 февраля 2014 года.