Термин «романовские письма» имеет давнюю историю. Уже в 1920-е годы исследователи в описаниях музейной коллекции Ярославля выделяли эти письма как самостоятельные. Ценил письмо романовцев и приобретал его для своей коллекции, выдающийся ученый Н.П. Лихачев. Однако по сей день в литературе проблема существования романовской традиции иконописания освещена скупо. Недостаток информации в научном обиходе привёл даже к своего рода мифологизации «романовских писем».
Романовские иконы, в основном, предназначались для богатых заказчиков, знатоков и ценителей этого элитарно-рафинированного письма. Уровень его чрезвычайно высок и по сей день поражает самых искушенных знатоков иконописи. Характерны: виртуозность сугубо традиционного конструктивного рисунка, приверженность к четкой геометрии форм сияний и архитектуры, требующая безошибочной точности руки, отточенность всех приемов письма, доходящая даже до некоторой маньеристичности. Увлечение тонкой разделкой золотых тронов, сосудов и картушей «под гравюру», обилие цветных лаков, оторочка одежд мельчайшими белильными перлами придают драгоценность облику этих икон. Миниатюрность высококлассного письма при отсутствии дробности, теплота колорита с вариациями травянистой зелени, малиновых, нежно-розовых тонов с золотопробельным письмом по-барочному взвихренных складок, «процветшие» горки, полнокровная растительная орнаментика, придающие мажорное звучание образу – составляют «портретные» черты аристократической романовской традиции.
Выставка призвана рассеять пелену забвения этой самобытной традиции, имеющей общероссийское значение.