28.11.2024
°C
$ 108.01
€ 113.09

Международные эксперты на КЭФе призвали «открыть» небо для иностранных авиаперевозчиков над Красноярском

На панельной дискуссии "Государственно-частное партнерство: новые подходы" в рамках X Красноярского экономического форума были рассмотрены возможности и ограничения современных моделей ГЧП в транспортном секторе и новые решения в развитии региональных авиационных узлов.

Ярким примером государственно-частного партнерства в транспортной сфере является реализованная в грузовом комплексе красноярского аэропорта "Емельяново" весомая инвестиционная программа с участием частных инвесторов: компании «Интеррос» и группы компаний «Кратос», а также Минтранса РФ и ФТС России. В рамках подписанного соглашения все стороны договорились объединить свои усилия для развития грузового терминала в аэропорту "Емельяново" с целью увеличения трансфертного грузопотока и конкурентных преимуществ аэропорта, а также реализации потенциала Красноярского края в развитии экспорта транспортных услуг. Бизнес вложил деньги в строительство и содержание современной грузовой инфраструктуры, обеспечил спецоборудованием и техникой, необходимыми для работы единого оператора по обработке грузов. Государство должно помочь создать условия, способствующие возврату инвестиций участников проекта.
По мнению международных экспертов, выступавших на панельной дискуссии, для реализации имеющегося транзитного потенциала красноярского аэропорта одним из лучших решений может стать введение режима "открытого грузового неба". Минтранс РФ в настоящее время занимается корректировкой существующей нормативно-правовой базы, регулирующей международные авиаперевозки, что позволит либерализовать правила, действующие в международной авиаиндустрии. Но это длительный процесс, который может затянуться на долгие годы. Для того, чтобы отрасль развивалась уже сегодня нужно принимать более решительные меры. Если бы режим "открытого грузового неба" был предоставлен в ближайшее время, это бы позволило запустить работу совсем в другом масштабе.
"Доступ иностранных авиакомпаний к российским хабам позитивно скажется на развитии местной экономики: увеличится занятость населения, повысятся налоговые поступления, региональная экономика будет расти совершенно другими темпами. Красноярский край может получить до 650 млн долларов США. Существующие монополии только отгоняют инвестиции, в воздухе должна появиться конкуренция", - считает Стен Райт, Исполнительный директор консалтинговой компании Strategic Aviation Solutions International (SASI).
Выгода для российской экономики в целом от создания 3-х ключевых хабов, которые эксперт видит в Красноярске, на Дальнем Востоке и Москве — 1,2 млрд долларов США. Причем это только за счет деятельности авиакомпаний, без учета косвенных эффектов от создания рабочих мест в смежных областях, например, в гостиничном бизнесе.
Есть ряд примеров интенсивного экономического развития региона вследствие создания государством благоприятного климата для бизнеса в виде предоставления режима "открытого грузового неба". Эффективность этой меры подтверждена многократным увеличением грузопотока. В настоящее время аэропорты городов Анкоридж и Дубаи обрабатывают в год до 2,7 млн тонн грузов в первом случае и до 2 млн тонн грузов — во втором.
Как подчеркнула Саскиа ван Пельт, Директор по развитию грузового бизнеса аэропорта Schiphol (г. Амстердам): "Благодаря "открытому небу" в Амстердаме удалось создать более динамичную экономическую среду, сделать аэропорт экономическим двигателем региона, превратить Schiphol в аэропорт-город, причем не только за счет создания базовой инфраструктуры, но и за счет развития розничной торговли. В прошлом году аэропорт пропустил 51 млн пассажиров, обработал 1,5 млн тонн грузов, вся авиационная индустрия и связанные с ней отрасли сгенерировали 290 000 рабочих мест для страны, работает 500 компаний, 62 000 сотрудников. Вклад аэропорта в ВВП Голландии составляет 3,3 %. Schiphol стал третьим по величине грузовым аэропортом Европы. Ключевым фактором успеха является сильная международная сеть направлений, по которым работают более 100 авиакомпаний, имеющих регулярные рейсы".
Отмечая колоссальный потенциал для роста грузового бизнеса в Красноярске, Саскиа ван Пельт обратила внимание присутствующих на то, что аэропорт начнет развиваться тогда, когда будет открыт для авиаперевозчиков и логистических компаний (в Schiphol 200 логистических операторов). По ее мнению: "Выбор — это ключ к успеху!" Еще одним важным элементом в развитии является ГЧП: "Через расширение сотрудничества с таможенными органами и другими инспекциями Голландии удалось создать систему, включающую очень эффективную цепочку поставок, которую государство может постоянно контролировать". Кроме этого, должно быть пространство для дальнейшего роста: "Для того, чтобы компании инвестировали в хаб, они должны понимать видение будущего, поэтому мы вместе с федеральными органами создали мастер-план по развитию Schiphol и теперь постоянно работаем над тем, чтобы оставаться наиболее предпочтительным аэропортом Европы".
Что может дать программа ГЧП для аэропорта и экономики также рассказал Стен Райт, Исполнительный директор консалтинговой компании Strategic Aviation Solutions International (SASI) на примере аэропорта города Анкоридж (США, Аляска):
"Сегодня аэропорт города Анкоридж в Аляске вносит вклад в местную экономику в виде миллиардов долларов США в год. Американское правительство в свое время взяло на себя инициативу и поддержало бизнес. Сегодня аэропорт Анкориджа имеет самые либеральные права для международных авиакомпаний. С 2004 г. осуществляются также совместные рейсы американских авиаперевозчиков с международными, что в конечном итоге переросло в международные грузовые союзы. "Открыв" небо авиакомпаниям, дав им возможность транзита, было создано в секторе дистрибуции 2 800 постоянных рабочих мест и 15 000 рабочих мест, напрямую связанных с деятельностью аэропорта. Сегодня Красноярск может оттянуть часть грузового траффика Анкориджа на себя, если иностранные авиаперевозчики получат коммерческие права".
Расположенный на пересечении транссибирских и кроссполярных авиамаршрутов, Красноярск способен привлечь мощный транзитный поток грузов иностранных авиаперевозчиков. Он также может получать грузы напрямую в регион, а не через Москву, как это существует сегодня из-за того, что транспортная логистика лучше всего развита именно в Москве. По замечаниям крупных ритейлеров, например, CEO Metro C&C Франца Мюллера: "В Красноярске сложнее товар поставить на полку, чем его продать". На это же самое сетует и Кристиан Беккер, Директор в России и СНГ Lufthansa Cargo AG: "Мы не можем поддержать Красноярск грузом, т.к. пока делаем только техпосадки для дозаправки и не ведем коммерческой деятельности".
По мнению Кристиана Беккера, коммерческие и технические посадки Lufthansa Cargo в Красноярске для аэропорта приведут к увеличению доходов (от топлива, обработки грузов, аэронавигационных сборов и пр.), снижению удельных затрат, включению дополнительных инвестиций в обучение, инфраструктуру, оборудование и технологии. Будут созданы дополнительные бизнесы (например, экспедиторский, брокерский и т.д.) С точки зрения авиационной индустрии улучшится доступ к всемирной торговле, будут привлечены международные компании и бренды, красноярская зона свободной торговли будет способствовать также и развитию местного производства. Кроме этого, увеличится спрос на рабочую силу, ожидается также рост налоговых поступлений и таможенных пошлин, развитие инфраструктуры, для региона — повышение регионального инвестиционного рейтинга, регионального экспорта / импорта, рост регионального потребления.
Все эксперты сошлись в одном — без государственной поддержки эту потенциально прибыльную отрасль трудно развивать только за счет частных инвесторов. Государство должно пойти навстречу бизнесу и создать режим наибольшего благоприятствования, чтобы, таким образом, поощрить всех участников рынка инвестировать в нее еще больше.


Мы в популярных социальных сетях