Стандарты производства органической продукции подразумевают отсутствие пестицидов, агрохимикатов, антибиотиков, загустителей, преобразователей вкуса. Закон "Об органической продукции в РФ" вступил в силу 1 января 2020 года. Из чуть более 190 органических компаний, работающих в России, 105 имеют российский сертификат, в том числе еще 20 - еще и европейский; еще 87 компаний имеют только зарубежные сертификаты, преимущественно работая на экспорт.
"Для последующего роста рынка этого объема не хватит, нам требуется 3-5 тысяч производителей органики, чтобы покрыть потребность в органической продукции в случае ухода импорта. В 2022 году, если не будут запущены механизмы, обозначенные в законе об органическом производстве, и мы не увидим мощной поддержки государства, вероятнее всего дальнейшее уменьшение роста продаж в органике", - уверен он.
Мироненко говорит, что Россия остается в международных органических союзах: так, членство российских органических компаний и профильных союзов в IFOAM International продлено до конца 2022 года, кроме того, в Национальный органический союз поступило предложение о вступлении в IFOAM Asia.
"Для нас было важным поддерживать контакт с нашими европейскими коллегами, которые продвинулись в органике дальше нас. Российская же органическая отрасль находится на старте. Импорт в органике - не только в магазинах. Это и импортные семена, и техника для работы в полях, с животными, в сфере переработки. Перспектива заменить импорт на отечественные аналоги есть, но не в ближайшем будущем", - считает он.
Поэтому в текущей ситуации уход с магазинных полок зарубежной органической продукции способен негативно повлиять на сектор органики, поскольку может произойти раньше появления достаточного объема российских товаров.
"Сейчас 80% продукции на органической полке в ритейле - зарубежные товары, 20% - российская органика. Стоит задача максимально заполнить рынок российскими органическими продуктами, но при 105 производителях, зарегистрированных в реестре Минсельхоза РФ, это будет сложно. Если будет госпрограмма поддержки сектора, то за пять-шесть лет, возможно, мы сможем заменить половину импорта", - заключил Мироненко.