По словам Дмитрия, здесь каждый сотрудник понимает свою миссию: его работа направлена на сбережение экологии и здоровья человека. И для каждого здесь его труд - настоящая философия.
- Дмитрий, как вы пришли в сельское хозяйство и в холдинг «АгриВолга»?
- Я закончил Курский государственный медицинский университет по специальности «инженер-биотехнолог», но фармацевтических заводов в России немного, а важно было реализовать свои знания. Я вернулся домой в Брянск, а у нас хорошо развито сельское хозяйство, - здесь я попал в компанию «Мираторг». Там и началось мое становление в лице качественника. Я начал углубляться в тему качества, в систему менеджмента пищевой безопасности.
Через 7-8 лет мне позвонили из «АгриВолги» и предложили поработать в органическом производстве. И мне понравилась эта идея! Качество и безопасность продукции органического производства не вызывает сомнения, а сама органика - ноу хау в России, такого еще не было. Я без всяких сомнений собрался и уехал за 650 км от дома в Углич, это было начало 2018 года.
- Вы близко познакомились с органикой, придя в «АгриВолгу». Как развивался холдинг в этом направлении?
К этому времени в холдинге органическое производство было внедрено уже на 50-60 процентов, первые этапы уже были пройдены. Холдинг одним из первых в России получил сертификат на органическое производство, к 2018 году на «АгриВолге» было уже несколько площадок и два завода - молочной и мясной переработки.
Этапы становления заводов были очень тяжелые, ведь холдингу за короткий промежуток времени нужно было проделать большой путь. Европа шла по пути становления органического производства 15 лет, а наши буквально за 3-4 года совершили этот рывок! Самым важным было создать органические поля, это самый главный этап, когда производство начинает заниматься органикой. А потом уже идет развитие органического животноводства.
У холдинга были пробные проекты, например, разведение органической птицы, но это оказалось нерентабельным, это пока в будущем. А крупный рогатый скот, овцы, свинокомплекс – это проекты, которые находят себя на российском рынке, приносят прибыль и хорошо развиваются.
- «АгриВолга» фактически была первым органическим производством в России и является апологетом философии органического питания в нашей стране. Расскажите, как удается поддерживать и развивать эту философию сейчас?
- Основная масса сотрудников, которые приходят к нам работать, уже имеют близкое нам мировоззрение: им понятна наша философия сбережения земли, экологии, животных, здоровья человека. И поэтому у работников холдинга не возникает вопроса, почему мы не используем пестициды, например. Здесь мы еще глубже погружаемся в философию органики. Кто-то мог раньше думать: «Нет, такого не бывает», но вот на производстве тебе показывают, как это возможно, и оказывается, что действительно можно работать без химии, пропалывать поля механически и так далее. Мы просто берем и делаем – и эта вера в то, что так – возможно и правильно, передается коллегам.
Философия нашего производства погружает в тему органики. Другие привычные варианты производства продуктов, традиционное производство уже не воспринимается. В итоге, когда я иду в магазин, я знаю, что я хочу увидеть органический продукт на прилавке, он живой, он без химии, он безопасен для меня и моей семьи. В других городах молочные продукты я даже не покупаю, я боюсь даже подходить к прилавку. Я уже знаю технологии - как получается обычное молоко и выращивается обычное мясо. Поэтому для меня существует только органика. Если прочитать этикетки, то можно увидеть - в нашей колбасе только мясо, перец и соль, а в традиционных вариантах - целый список ингредиентов.
- «АгриВолга» по сути является кузницей органических кадров, ведь именно на производстве ваши коллеги и углубляются в знания об органике?
- Действительно, сложность в том, что для всех специалистов «АгриВолги» органика - это новое. Органическому производству нигде не учат, таких специалистов пока у нас не готовят, например, не готовят в вузах агрономов, которые бы умели выращивать органические продукты. Нет специалистов, которые бы знали, как бороться с вредными насекомыми, с бактериями натуральными способами. И только когда люди приходят работать в «АгриВолгу», они начинают познавать все это на практике. Можно сказать, что опыт, который был накоплен в компании, передается от сотрудника к сотруднику – и будет обязательно передаваться, как драгоценное знание, из поколения в поколение.
Два года назад я вообще не знал, что такое органика. И сейчас мои знакомые уже начинают интересоваться органикой, спрашивают у меня, что это. А те , кто уже знает, покупают ее, и многие возвращаются с обратной связью. Я знаю, что если человек хоть раз попробовал органический продукт, он будет это делать и дальше. Для многих заехать в Углич и не зайти в наш магазин, где продается органическая продукция «АгриВолги», просто невозможно. Недавно я случайно познакомился с жительницей Канады, которая переехала жить в Россию, она жаловалась, что негде купить органику, а ведь в Канаде они привыкли это употреблять. Узнав о производстве органики в «АгриВолге», она теперь может покупать нашу продукцию в Москве.
- Почему мы можем говорить о том, что продукция «АгриВолги» – это стопроцентное качество? Чем это достигается и как мы можем доказать потребителю, что это действительно так?
- Как мы уже отметили, органика, прежде всего, - это философия. Мы понимаем, что задача - не причинять вреда всему, что вокруг нас. Все в нашей работе направлено на то, чтобы приносить пользу. Мы не можем говорить о том, что органика лучше или качественнее, это можно будет увидеть в лаборатории. Но наша позиция: органика направлена на пользу всему, и природе, и человеку.
Конечно, стоит отметить, что в органике нет никакой химии или чего-то искусственного. Нет нитратов, ГМО, увеличен витамин С. Я, кстати, даже не знал раньше, что в органическом продукте больше витамина С, чем в обычной продукции. А все потому, что иммунитет животного в органике больше приспособлен к окружающей среде. И витамин накапливается. Организм сам держит себя в балансе. Наших поросят, например, не надо вакцинировать при рождении: они уже рождаются с сильным иммунитетом, организм вырабатывает защитные функции.
Что касается качества, то органическое производство само по себе более требовательно к качеству, чем обычное. Например, если мы вынужденно лечим животных, то даем больший срок карантина. Скажем, если у лекарственного препарата срок вывода из организма неделя, то мы выдерживаем животное, которое лечили (оно содержится отдельно от стада, его молоко не идет в производство), больше 2 недель. Если на упаковке препарата ничего не написано, то мы выдержим животное не менее двух суток после приема лекарства. Во всем жесткие требования.
Если в обычном производстве животному достаточно замкнутого пространства, то у нас они гуляют. Если мы транспортируем продукт или он уже лежит на полке, то органическая продукция должна быть отделена от обычной продукции. Мы обязаны соблюдать не только обычное законодательство, но и требования к органическому производству. У нас есть система качества, система отслеживания пути органической продукции от производства до прилавка. Поэтому мы можем гарантировать, что наш продукт - качественный, безопасный.
- В чем достоинства сырья, из которого производится продукция «АгриВолги»?
- У нашего органического молочного сырья макроэлементы на более высоком уровне, это полезные составляющие. Негативных составляющих намного меньше. Также в органическом сырье больше жиров и белков по сравнению с сырьем на традиционном производстве, полностью отсутствуют нитриты и нитраты, нет тяжелых металлов, это все просто неоткуда взять.
У мяса своя специфика. Животные содержатся на зеленом откорме, поэтому мясо имеет более натуральный и выраженный вкус. Настоящие ценители мяса гонятся не за мягкостью, а за вкусом и качеством. Органическое мясо чуть более жесткое, ведь животные не в клетке стоят, а двигаются, выпас у нас проходит с апреля и до ноября, иногда и больше, и едят траву. В нашем мясе никаких токсических составляющих.
Мы не применяем ГМО, не применяем химически обработанные семена, выращиваем их только на органических полях.
По вкусу наша органическая продукция может подойти не всем, но вкус ее как раз более природный, натуральный. Скажем, если вы попробуете мясо дикого животного и мясо нашего ангуса, они будут немного различаться, но по своим свойствам будут похожи. А мясо, купленное вами на обычном рынке, будет отличаться от органического кардинально. Так же и с молочкой – творог, кефир в органике похожи на тот продукт, что делали наши бабушки, - никаких стабилизаторов и усилителей вкуса, только молочное сырье и закваска.
Да, выход этих продуктов намного меньше, чем на обычных заводах. Но при этом мы получаем тот продукт, который по-настоящему природный, – это органика.
- Сейчас «АгриВолга» уже полностью перешла на органическое производство. Каков результат этого перехода, как это изменило всю работу производства, какие плюсы?
- В прошлом году завод «АгриВолги» перешел полностью на органическое производство. Нет больше смешанного производства, не осталось неорганических полей и животных. Стало легче, ведь раньше при смешанном производстве нам надо было разделять процесс производства органики и неорганики во времени. После производства традиционной продукции мы должны были все вымыть, очистить, поскольку есть жесткие ограничения: нельзя, чтобы пересекалось органическое сырье с традиционным.
Также мы сильно выиграли во времени в логистике.
А главное – осознанное отношение персонала к своей работе. Ведь оператор видит просто мясо на конвейере, внешне для него оно одинаково, и органическое, и традиционное. Но теперь он знает, что делает именно органику. Одно направление, один продукт. Когда наш сотрудник приходит домой, он может твердо сказать: «Я делаю органику». И гордится этим.
Нет также вопроса для закупок: мы говорим, что наш стандарт нерушим. Это выстраивание стратегии работы самого завода. Мы не закупаем дешевое, неподходящее под органический стандарт.
Это было тактическое, стратегическое и кадровое решение – и мы выиграли.
- В какой компании «АгриВолга» проходит сертификацию? Как она проходит?
- В России есть несколько официальных компаний-сертификаторов. Одна из них – «Органик эксперт», в которой мы и прошли сертификацию. Это некрупная компания, но ее специалисты обучаются в Европе и они высоко квалифицированы. Они помогают нам применять органические технологии правильно - то есть еще и обучают, не только сертифицируют.
Сертификация проходит раз в 3 года, а контроль ежегодный. Приезжают к нам больше чем на месяц. Сначала идет проверка отчетности и документации, чтобы убедиться, что мы соблюдаем органический стандарт. На всех этапах нужно проследить все органические потоки: какие используются семена, вносилось ли что-то на поля. После этого инспектор едет на агрофирму. Сначала проводят инспекцию, смотрят, чем лечат животных, как содержат, какое состояние зданий, помещений, проверяют аптечку, технологическое оборудование, чем моют полы и стены, какой воздух в помещении, что происходит на складах и так далее.
Третий этап - растениеводство. Каждый год мы предоставляем полную историю наших полей, инспектор посещает каждое поле на производстве. Инспекторы смотрят землю, изучают признаки того, применялось или нет химическое воздействие, какая агрокультура растет, соблюдается ли севооборот (смена культур, чтобы защитить почву) и так далее. Затем идет проверка в офисе, проверяется отчетность, бухгалтерские документы, работают очень тщательно. И раз в три года проводится полный контроль – выгрузка всего, что было за 3 года, затем дается новый сертификат.
- Как вы считаете, какие нужны органическому производству – и «АгриВолге» - государственные субсидии, в чем государство могло бы оказать поддержку?
- Думаю, они пригодились бы для отправки специалистов на обучение за границу. Также субсидии нужны для поддержания почвы в органическом статусе, это непростая работа, и на селекционные работы в животноводстве. Это самые емкие и сложные направления, в них есть куда стремиться, но это требует вложений. Также господдержка нужна на освоение новых направлений – развитие производства органических удобрений, выращивание корнеплодов.
Выручки в органическом производстве меньше, чем в традиционном, поэтому, чтобы успевать за рынком, органики должны получать субсидии, помощь.
- Как оцениваете действие закона об органике? Прошел почти год, как он действует, чем это помогло работе предприятия? В чем изменения?
- Новое законодательство очень помогло. Ушли с полок так называемые «экологические» и «биопродукты» или «натуральные продуткы», наконец-то мы - органика - стали защищены. А чтобы стать органическим продуктом, надо пройти строгую сертификацию. И это гарантия того, что ты получаешь живой продукт. Безопасных продуктов на рынке много, а вот получить вкусный живой продукт и полезный сложно.
Например, на обычных заводах идет пастеризация молока на 78-80 градусах, в итоге убиваются все вредные микроорганизмы, но и полезные тоже. Продукт становится безопасным для употребления - но и менее полезным. Мы держим низкую степень пастеризации молока – до 74 градусов, в итоге сохраняем полезные бактерии и вкус натурального молока.
В нашей продукции максимально низкие показатели по токсичности, они практически равны нулю, потому что мы не используем химию, и животные у нас с лучшим иммунитетом и дают качественное чистое молоко.
Наша колбаса содержит 95 процентов мяса. Ни в одной другой колбасе, если только очень дорогой, такого нет.
И новый закон об органике помог нам защитить органическую продукцию.
Был также разработан реестр производителей органики, в нем можно увидеть нас и наших коллег, настоящих органиков, а по QR-коду можно все проверить, систему не обмануть. Такого подхода нет в другом производстве.
Люди, которые занимаются пищевой промышленностью, начали узнавать, что есть такая отрасль, как органика. Для нас это большие плюсы. Возможно, скоро мы сможем получить биопрепараты, которые будут сертифицированы как органические, и подойдут для защиты наших растений, или составляющие кормов, которые мы не можем вырастить у себя.
- Какие новые пути пробует холдинг на пути к развитию органики и повышению качества продукции?
Хотим развивать производство органических удобрений. Сейчас мы получаем компост с органических ферм. А задача стоит построить свои миникомплексы и делать органические удобрения самим, ведь на рынке их нет. А удобрять почву надо, земля - это ресурс, который надо поддерживать.
В прошлом году у нас был эксперимент по выращиванию органических бобовых, но мы поняли, что в наших климатических условиях это не очень успешный путь, урожайность была низкая.
У нас есть и еще новые проекты: мы пробуем выращивать новые органические культуры - рожь, пшеницу, ячмень. Было бы интересно выращивать органическую сахарную свеклу – ее в России нет, а она нужна для кормления органического стада. Для нас это пока новое: специалистов по органической свекле в России нет, да и в Европе мало.
Нам надо развиваться, а значит, нужны высококлассные корма. Для этого нужна колоссальная работа, и нужны вложения.
- Какие ближайшие планы у вас и у «АгриВолги»?
Хотелось бы, чтобы наши заводы получили международную сертификацию по менеджменту пищевой безопасности. Это достижимо, но нужны вложения. Это даст более высокий уровень продукта.
Продукты имеют запас прочности, и хочется, чтобы любой продукт, который мы запускаем, имел бы гарантированно больший запас прочности. Скажем, мы гарантировали срок годности 7 суток и давали 3 суток за пределами срока, когда я пришел на производство. Сейчас мы гарантируем 10 суток годности и 4 суток за пределами срока. То есть мы увеличили этот запас.
Хотелось бы достичь более выдающихся результатов в органическом производстве, в познании того, как сделать так, чтобы добиться высших показателей в этой сфере, в молочном и мясном производстве . Я поработал в традиционном производстве и понимаю сейчас, что наш уровень в развитии органики достигнут только наполовину. Хочется донести до общества, что мы можем большего. Нужно изменить образ мышления.