«Цель законопроекта - установление правовых основ регулирования отношений в области производства органической продукции в части продукции растительного, животного, микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде, употребляемой в пищу, используемой в качестве корма для животных, посадочного и посевного материала. Вводятся понятия «органическая продукция», «производство органической продукции» и «производители органической продукции», - говорится в пояснительной записке к документу.
Иван Лебедев, замминистра сельского хозяйства, выступая в Госдуме с докладом о законопроекте, заметил, что сейчас на территории РФ отсутствуют законодательно закрепленные механизмы регулирования процессов производства органической продукции. Это создает условия, когда недобросовестные товаропроизводители имеют возможность безосновательно маркировать свою продукцию как «органическая», «биологическая», «экологическая», тем самым вводят потребителя в заблуждение».
Закон, подчеркнул Иван Лебедев, позволит ввести единый знак органической продукции, определит единые правила производства органики, которые уже сегодня установлены в национальных стандартах, поможет установить систему сертификации производства органики, предусмотрит ведение госреестра таких производителей. А население будет обеспечено качественными продуктами питания, с рынка будут вытеснены недобросовестные производители, повысится доходность аграриев, в том числе малых форм хозяйствования. Улучшится и экологическая ситуация, за счет использования биологических методов повышения плодородия почв и защиты растений.
Илья Лебедев попросил депутатов поддержать законопроект.
Как подчеркнул, в свою очередь, депутат Владимир Плотников, первый зампредседателя комитета Госдумы по аграрным вопросам, законопроект даст дополнительный импульс для развития отечественного органического сельского хозяйства. Пока этот рынок развивается стихийно. Закон заложит основы национальной системы сертификации и стандартизации. «Наш комитет предлагает принять законопроект в первом чтении, устранив некоторые недостатки ко второму чтению, например, распространить его действие на дикоросы, пчеловодство, привести к мировым стандартам систему принципов органического производства, в том числе пункт 2 статьи 3, которая пока вызывает ряд вопросов», - заметил Плотников. Наши стандарты должны быть жестче, чем те, которые применяются за рубежом, тогда наша продукция точно получит мировое признание, считает замглавы думского комитета по аграрным вопросам.
Депутаты также поинтересовались, не стоит ли отрегулировать данным законом использование слов «эко», «био» и так далее? «Ведь недобросовестный производитель может написать просто аршинными буквами «органика», и никакой ответственности нести не будет. Эти моменты тоже надо отметить в законе», - заметили депутаты. «Ко второму чтению мы детализируем подходы к использованию голографического знака. И я согласен, нужно ужесточить использование этого знака», - согласился Иван Лебедев.
Депутат Олег Смолин поинтересовался, кто будет решать, может ли тот или иной фермер войти в реестр, и во что это может обойтись. «Конструкцией законопроекта предусмотрено, что аттестовывать площадку будут органы по аккредитации. Есть также четыре национальных стандарта, которые глубоко определяют требования к органическому производству», - напомнил замминистра сельского хозяйства.
Депутат от «Единой России» Светлана Максимова поблагодарила Министерство сельского хозяйства за продвижение этого законопроекта: «Сегодня важный день для всех сельхозпроизводителей. Они звонят мне и говорят: «Неужели правда, неужели наконец-то закон об органике нашел свою нишу в Госдуме?». Это прорывной закон, я прошу депутатов поддержать его».
По итогам голосования, законопроект прошел первое чтение.
Законодательное закрепление термина «органическая продукция» прошло длительный путь. В 2003 и в 2005 годах в Совете Федерации РФ прошли первые обсуждения проблемы, но это не получило дальнейшего развития. В 2012 году Минсельхоз РФ подготовил первую редакцию Закона «О производстве экологически чистой (органической) сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», но она не была поддержана ни сообществом производителей органики, ни властями. Вторая редакция законопроекта разработанная уже совместно со специалистами Национального Органического Союза, сегодня и является основой законопроекта. В дальнейшие годы продвижение законопроекта застопорилось. В отсутствие федерального законодательства регионы (например, Ульяновская, Воронежская области, Краснодарский край) самостоятельно начали разрабатывать и принимать подобные акты.
«Законопроект прошел путь от полного отрицания понятия «органика», когда никто не понимал, что это такое, и до ситуации, когда сейчас уже все говорят не «экологически чистый продукт», а «органический продукт». Мы смогли изменить сознание, появилось бизнес-сообщество, объединения производителей органической продукции», - замечает Сергей Сорокоумов, советник министра сельского хозяйства, один из авторов и инициаторов законопроекта.
Сегодня 179 стран мира развивают органическое сельское хозяйство, в нем занято более 2 млн производителей. 89 стран имеют собственные законы в сфере производства и оборота органической продукции. Ежегодный прирост производства составляет 12-15% в год, и, по прогнозам, такие темпы сохранятся до 2025 года. «Россия занимает 0,2% от мирового рынка органических продуктов. Однако уже в течение ближайших лет мы планируем не только догнать ведущие страны, но и занять не менее 10% мирового рынка, - замечает Олег Мироненко, исполнительный директор «Национальный Органический Союз». - Имея огромный потенциал, постоянно растущий спрос на органическую продукцию, Россия может получить дополнительный рынок сбыта и кратно увеличить свою долю в мировом производстве органической продукции».
В результате принятия законопроекта будут созданы правовые условия для развития органического сельского хозяйства в России.