В настоящее время инвесткомпания участвует в громком конфликте совладельцев НАО «Юлмарт» на стороне одного из акционеров - Михаила Васинкевича. Не исключено, что в итоге значительная часть активов интернет-ритейлера перейдет к «А1», а сам Винокуров, по некоторой информации, уже ведет переговоры с основными акционерами «Юлмарта» о том, чтобы занять пост гендиректора торговой компании.
Конфликт собственников «Юлмарта» длится больше года. Начался он после того, как Михаил Васинкевич, которому принадлежат 38,5 процента акций компании, предложил выкупить их другим акционерам - Дмитрию Костыгину и Августу Мейеру. Цену они посчитали сильно завышенной. Переговоры зашли в тупик, и тогда Васинкевич решил прибегнуть к помощи ветерана недружественных поглощений - инвесткомпании «А1».
Онлайн-конфликты
На первом этапе «А1» под руководством Александра Винокурова - амбициозного «яппи» с кембирджским дипломом, как его называют СМИ, - удалось блокировать операционную деятельность «Юлмарта». К ноябрю прошлого года компания фактически осталась без генерального директора.
Но Михаил Васинкевич к достижению своих целей так и не приблизился. Более того - рассчитывая на помощь «А1» он, скорее всего, допустил стратегическую ошибку. Как можно предположить, инвесткомпания сама нацелилась на «Юлмарт». Это неудивительно, ведь годовой оборот ритейлера составляет порядка $1 миллиарда, а в прошлогоднем рейтинге самых дорогих компаний Рунета, по версии «Forbes», «Юлмарт» занял четвертое место.
К тому же в настоящее время «А1» участвует в корпоративном конфликте крупнейшего онлайн-магазина по продаже автозапчастей и комплектующих Exist.ru. Ситуация аналогичная истории с «Юлмартом»: одни совладельцы компании настаивают на выкупе акций другими. Команда Винокурова защищает интересы группы акционеров, которые не могут поделить активы с основным собственником - Владиславом Доморацким. В частности, трое совладельцев компании предложили Доморацкому выкупить 50 процентов акций за $25 миллионов. Он отказался, не согласившись с ценой. Если «А1» удастся прибрать к рукам Exist.ru, консолидация этого актива с «Юлмартом» в рамках крупного интернет-холдинга сулит «А1» «золотые горы». Такой вариант вполне может устроить и основных владельцев «Юлмарта». По слухам, Винокуров уже ведет переговоры с Костыгиным и Мейером о том, чтобы занять пост генерального директора интернет-ритейлера после ухода из «А1». Нельзя исключать, что в случае развития событий по этому сценарию Винокурову может отойти пакет акций Васинкевича - это будет своеобразная компенсация за труды со стороны его нынешних работодателей.
Бизнес на междоусобицах
Таким образом, Александр Винокуров вполне может повторить успешный путь своего предшественника в «А1» Александра Хабарова. Покидая пост руководителя, Хабаров сумел выторговать «отходные» в виде доли акций петербургской транспортно-логистической компании «Деловые линии». Так же как сейчас в истории с «Юлмартом», в 2013 году «А1» участвовала в конфликте акционеров «Деловых линий» Александра Богатикова, Игоря Богатырева и Сергея Демидова. Последний никак не мог договориться с партнерами об условиях выхода из бизнеса, в результате чего 30 процентов акций предприятия достались «А1». Через некоторое время Хабаров стал совладельцем и председателем совета директоров «Деловых линий».
Стоит вспомнить, что именно при Хабарове стало модным говорить, что «A1» занимается бизнесом «специальных ситуаций». Количество корпоративных конфликтов в России настолько велико, признавался в одном из интервью экс-глава инвесткомпании, что на междоусобицы провоцировать никого и не нужно. Как правило, по его словам, бывшие партнеры, войдя в конфликт, «находятся в состоянии растерянности и ищут поддержку у «А1». Многие эксперты такую помощь в «специальных ситуациях» называют весьма своеобразной. Дело в том, что «А1» выкупает пакет у одного из участников конфликта и затем начинает заваливать противника судебными исками или добивается возбуждения уголовных дел. Подвергшийся прессингу акционер или не выдерживает и выкупает у «А1» ее долю, или продает свою и выходит из дела.
Акционер за бортом
Жесткая по отношению к владельцам бизнеса тактика юридического спецназа, так еще называют в СМИ «А1», хорошо известна на рынке. Поэтому Михаил Васинкевич, вероятно, и прибег к услугам инвесткомпании - надеялся с ее помощью быстро решить свои проблемы. По некоторым данным, выставить на продажу долю «Юлмарта» его вынудили большие долги - порядка $20 миллионов. Любопытно, что Васинкевич должен даже Костыгину - 550 миллионов рублей, которые тот заплатил в погашение задолженности перед Газпромбанком. Поручителями по кредиту выступали оба акционера.
Однако в тяжбах вокруг «Юлмарта» инвесткомпания пока проигрывает. Кредиторы ритейлера - «Балтийская электронная площадка» и Олег Морозов - одерживают победу за победой в судах, требуя признать «Юлмарт» и его структуры банкротами. Причем, как пишут СМИ, действуют они в интересах Дмитрия Костыгина, который таким образом защищается от «А1».
Неудачи в споре с основными акционерами «Юлмарта», вероятно, и заставляют руководство «А1» искать обходные пути разрешения этой «специальной ситуации», в том числе договариваясь с Костыгиным напрямую. Такой вариант развития событий может стать обоюдовыгодным для них. При этом интересы доверителя «А1» - Михаила Васинкевича - могут уйти на второй план, и он рискует остаться ни с чем.
Об этом пишет «Экспресс-газета».