Министерство внутренних дел сокращает 110 тысяч сотрудников, после этого штат которого должен оказаться на отметке в 1 миллион человек.
Основной удар сокращений приняла на себя вневедомственная охрана. О том, что изменится с 1 ноября в сфере охраны объектов, нам согласился рассказать бывший полицейский, а ныне директор филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Ярославской области Андрей Лукичёв.
– Андрей Александрович, давайте сразу объясним нашим читателям, в чем разница между вневедомственной охраной и ФГУП «Охрана»…
– Это не так уж сложно. Вневедомственная охрана – это часть полиции, соответствующее структурное подразделение входит и в состав нашего регионального УМВД. Соответственно, во вневедомственной охране служат полицейские. А вот федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» – это коммерческая структура. В нашем штате нет действующих полицейских, а есть штатские сотрудники.
– Что вас роднит с полицией и отличает от частных охранных предприятий - ЧОПов?
– Мы – государственное предприятие. Учредителями ФГУП «Охрана» являются МВД России и федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, филиалы предприятия есть во всех субъектах Российской Федерации. Для охраны имущества граждан и организаций мы наделены максимумом полномочий и ресурсов. Принципиально важно то, что мы имеем право работать с объектами, подлежащими государственной охране. ЧОПам же это запрещено.
Выполняя уставную задачу предприятия по военизированной охране объектов, мы используем боевое оружие, что тоже отличает нас от ЧОПов. При этом, наши полномочия несколько уже, чем у полиции, но они достаточны для того, чтобы обеспечивать полноценную, эффективную охрану объектов.
– Вы и «примете пост» у вневедомственной охраны, когда она покинет охраняемые объекты?
– Во вневедомственной охране идет реальное сокращение, и она уже уведомила собственников охраняемых ею объектов о расторжении договоров и снятии с 1 ноября соответствующих постов. У нас проходят рабочие встречи с такими организациями. По оптимистичным прогнозам, 80 процентов из них могут стать нашими клиентами. Ряд договоров уже удалось заключить.
Параллельно мы создаем кадровый резерв – в том числе из сокращаемых сотрудников полиции, чтобы избежать проблем с нехваткой персонала при принятии под охрану новых объектов.
– Может, ФГУП «Охрана» отчасти и создавалось для того, чтобы обеспечить работой полицейских, выходящих на пенсию?
– В наших учредительных документах об этом не говорится, но я полагаю, что вы не далеки от истины. В проводимых реформах присутствует определенная плановость, и сейчас мы видим: наступил момент, когда государство решило передать часть охранных функций от МВД к специализированным коммерческим предприятиям. Это позволит сэкономить значительные бюджетные средства. При этом никакого шока не будет: объекты, подлежащие государственной охране, перейдут по защиту ФГУП «Охрана», а за остальные мы честно поборемся с конкурентами-ЧОПами. Кто предложит клиентам наилучшее сочетание цены и качества услуг, тот и получит договоры на охрану.
Отмечу, что процесс перехода сотрудников вневедомственной охраны в штат ФГУП «Охрана» носит многосторонний характер. И сами полицейские обращаются к нам, и мы зовем к себе полицейских. Сейчас я рассматриваю почти четыре десятка таких заявлений. Особенно радует, когда к нам обращаются руководители объектов, считающие необходимым, чтобы их продолжили охранять совершенно конкретные люди. Это говорит не только о высоком уровне профессионализма сотрудников, знающих все детали своей работы, но и о высоком уровне взаимопонимания, доверия, человеческой симпатии.
– Ажиотаж вызвала информация о том, что вневедомственная охрана покинет музеи. При этом руководитель МВД Владимир Колокольцев напомнил, что его министерство с 2000 года ведет переписку с Минкультуры о переходе на другие виды охраны. И добавил: содержание одного полицейского для музеев обходится в 135 тысяч рублей в год, в то время как частного охранника можно нанять за 190 тысяч в год, а услуги ФГУП «Охрана» обойдутся уже в 240 тысяч рублей. При этом 40 процентов вырученных средств направляется в бюджет, поэтому Минфин, по словам В.А. Колокольцева, поддерживает МВД в передаче функций по охране учреждений культуры именно этому госпредприятию.
Все это актуально для нашего региона?
– Для Ярославской области «музейной» проблемы не существует. Во-первых, у нас практически нет музеев федерального значения – исключением является Ростовский кремль. Во-вторых, большинство музеев Ярославской области уже давно охраняют не полицейские, а ФГУП «Охрана».
– Насколько смена работы при переходе из полиции в ФГУП «Охрана» сказывается на сотрудниках? Как меняется их заработок, режим работы, ощущения от работы в коллективе?
– Сразу отмечу, что большинство руководителей структурных подразделений и служб филиала, в том числе и я, – в прошлом сотрудники милиции и полиции с большим опытом работы, в том числе и во вневедомственной охране. При приеме на работу у нас всегда пользуются приоритетом кандидатуры бывших сотрудников полиции, уволенных по «положительным» основаниям. Как правило, это выслуга лет. С учетом командировок в «горячие точки», многие опытные полицейские выходят на пенсию, не достигнув и 40 лет. Это золотой фонд профессионалов, на который мы опираемся в своей работе. Вторая значимая часть наших сотрудников – вышедшие в запас офицеры Вооруженных Сил.
Разумеется, зарплата в полиции заметно выше, чем у нас. Но если речь идет о сотрудниках, принимаемых нами на работу после выхода на пенсию, то и эта проблема смягчается. В сумме зарплата и пенсия сопоставимы с прежним доходом полицейского.
Что касается режима работы и функциональных обязанностей, то они у наших стрелков очень схожи с теми, что свойственны для вневедомственной охраны.
Конечно, форма у нас другая, но по духу мы все близки и стараемся, чтобы переход в нашу структуру для новых коллег был максимально комфортным.
– Переходящие к вам бывшие сотрудники полиции должны проходить какой-то отбор?
– Да, но для вчерашних полицейских это не сложно. По сути для них речь идет о «подтверждении квалификации». Вдобавок нужно овладеть и определенным багажом новых юридических знаний, нормативно-правовых актов, отличающих работу нашего предприятия от практики МВД. Но и это не столь уж большой объем работы. Сложнее приходится тем, кто приходит к нам, не имея опыта службы в полиции.
– Охрану объектов сейчас осуществляют не только люди с оружием, но и серьезные технические средства. Приведет ли для вас увеличение количества объектов к необходимости наращивать технические средства? Хватит ли для этого финансов?
– Здесь все проще, чем кажется. Системы охраны принадлежат собственникам объектов. Значит, они могут продолжить взаимодействие с вневедомственной охраной. Полицейские больше не будут постоянно дежурить на объекте (их место можем занять мы), но технические средства продолжат передавать информацию на пульт вневедомственной охраны. При необходимости (например, при срабатывании сигнализации или экстренном вызове полиции) на объект по-прежнему будет выдвигаться группа задержания вневедомственной охраны.
Что касается самих технических средств, то ФГУП «Охрана» является одним из лидеров рынка по монтажу и обслуживанию этих систем. Так что никаких проблем мы здесь не видим. Никакого «провала» не будет, злоумышленникам рассчитывать не на что. И мы, и полиция свое дело знаем и сохраняем взаимодействие.
– Андрей Александрович, что в первую очередь делают ваши сотрудники, приходя на новый объект?
– Мы очень хорошо и глубоко понимаем, чем занимаемся. Поэтому перед заключением договора на охрану всегда проводим обследование. Задача – посмотреть на объект глазами профессионала, выявить уязвимые места, места возможного проникновения, недостатки в организации пропускного режима. В итоге мы зачастую «открываем глаза» собственнику на реальные проблемы с безопасностью.
Зачем это нужно? Если мы принимаем на себя ответственность, то должны учесть все риски. Точно так же и собственник должен сделать осознанный выбор: рисковать или воспользоваться нашими рекомендациями, защитить слабые места. Как правило, возникают разные по сложности и затратам варианты, из которых клиент выбирает наиболее подходящий для него. Такой подход позволяет нам оправдывать свой девиз: «Качество. Надежность. Безопасность».
Беседовал Дмитрий КОЗЛОВ