В Ежегодный доклад Уполномоченного включаются сведения о качественных и количественных показателях, характеризующих результаты деятельности Уполномоченного и состояние дел в сфере соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Ярославской области, в том числе права на благоприятную окружающую среду. Корреспондент НИА- Волга попросил Сергея Бабуркина рассказать о положении дел в этой сфере.
- Сергей Александрович. Что из себя представляет право на благоприятную окружающую среду?
Экологические права – это, в том числе, и право на среду обитания, не оказывающую вредного воздействия на здоровье человека, и право пользоваться природными ресурсами, и право требовать возмещения вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими нарушениями. Также у всех у нас есть право на полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.
- Существует мнение, что в нашем регионе и в России в целом наиболее остро стоит проблема получения соответствующей информации. Взять хотя бы планы по строительству на территории Вологодской области крупнейшего в стране ЦБК. Информации у ярославцев по этому вопросу практически нет. Возможно, вы проясните ситуацию.
Действительно, по намечающемуся строительству ЦБК в прошлом году в мой адрес поступило обращение представителей Ярославской экологической областной общественной организации «Зеленая ветвь». Причем, как выяснилось позднее, угрозой ухудшения экологической ситуации были озабочены не только жители Ярославской области, но и жители других регионов, расположенных вдоль реки Волги. Именно общественники попросили меня включиться в ситуацию грозящего ухудшения водного бассейна Ярославской области в связи со строительством на территории Вологодской области крупного комбината по производству сульфатной беленой целлюлозы (ЦБК) на берегу Рыбинского водохранилища.
- На чем основывается их беспокойство?
Они сообщили, что если комбинат будет построен выше по течению реки Волги, то появляется реальная угроза загрязнения источников пресной воды в Ярославской области. Выбросы и сбросы такого предприятия будут негативно влиять на состояние окружающей среды и здоровье населения как Ярославской области, так и других городов Поволжья, на качество питьевой воды, на развитие туризма и сельского хозяйства.
Меня также проинформировали, что жители Череповца тоже выступили против строительства Целлюлозно-бумажного комбината. Они боятся, что предприятие может катастрофически ухудшить и без того не самую благополучную экологическую обстановку в регионе. Кроме того, заявители также пожаловались на то, что публичные слушания по данному вопросу проводятся с нарушением требований действующего законодательства. К слушаниям не допустили всех желающих, оцепив место их проведения охраной: на публичные слушания не попали ни местные жители, ни представители общественных организаций, ни СМИ, ни сотрудники Дарвинского заповедника, ни помощники депутатов федерального и муниципального уровней. Последнее обстоятельство меня особенно насторожило.
- Вы предприняли какие-то действия в создавшейся ситуации?
Разумеется. Я незамедлительно связался со своим коллегой в Вологодской области. В дальнейшем мы осуществляли работу по данному обращению в тесном взаимодействии. Была организована проверка, которая не выявила в организации слушаний тех нарушений, о которых сообщали жители. И, по всей видимости, их мнение не было принято во внимание. Хотя и в Ярославской, и в Вологодской области противники строительства собрали тысячи подписей.
- Значит, комбинату все-таки быть?
Как заявил в начале 2015 года губернатор Вологодской области, решение о создании особой экономической зоны будет принято уже в апреле. И сразу же одновременно начнется проектирование и комбината, и инфраструктуры. По словам главы региона, в 2016 году начнется строительство инфраструктуры, в 2017 году начнется строительство комбината, а в 2020 году - пуск производства.
Таким образом, есть основания полагать, что проект «запущен». Жаль, что мнение такого количества заинтересованных жителей Ярославской и Вологодской областей не было услышано и учтено. Но если уж проекту суждено сбыться и в Вологодской области будет построен один из крупнейших в Европе ЦБК (так, мощность крупнейшего ЦБК в Германии вдвое будет уступать новому комбинату), то необходимо принять все меры к тому, чтобы производство на нем велось с применением экологических технологий на высочайшем современном уровне и право граждан на благоприятную окружающую среду не было нарушено.
- И все же, ярославцев очень беспокоит опасность загрязнения Рыбинского водохранилища.
Я всецело разделяю озабоченность земляков. Они просили защитить их право на благоприятную среду обитания, гарантированное Конституцией РФ. Выбор места под строительство ЦБК в непосредственной близости к Дарвинскому государственному заповеднику вызывает большие вопросы, ведь территория заповедника и акватория Рыбинского водохранилища находятся под защитой Международной конвенции ООН «О водно-болотных угодьях». Кроме того, уничтожение части лесного массива может повредить естественные условия существования различных экосистем, в том числе – систем рек. Развитие промышленности – это, безусловно, шаг в направлении прогрессивного экономического развития городов и страны в целом. Но государство всегда должно при принятии таких решений соотносить блага и выгоды от такого развития с рисками и опасностями, которые могут последовать для простых граждан, проживающих поблизости от места реализации нового технологического проекта. Экономическая выгода не может и не должна ставиться во главу угла, должны быть неукоснительно соблюдены права и интересы жителей.
Беседовал Алексей Хмаро
Сергей Александрович Бабуркин родился в 1954 году в г. Струнино Владимирской области. Окончил Ярославский государственный педагогический институт по специальности «история, обществоведение и английский язык» (1977), аспирантуру Института Латинской Америки АН СССР
(1984), докторантуру Дипломатической академии МИД РФ (1994). Доктор политических наук, профессор.